Статистика и аналитика
по внешней торговле Казахстана

Не до цветов. Экспорт свежесрезанных цветов из Казахстана просел в 2,3 раза

2020-06-26
20

Не до цветов. Экспорт свежесрезанных цветов из Казахстана просел в 2,3 раза

Согласно данным таможенной статистики, доступных в удобном формате на сайте tradereport.kz cовокупный экспорт всех свежих цветов из страны в текущем году снизился почти в 2,3 раза – с 14,8 млн штук в январе-апреле 2019 года до 6,7 млн штук в январе-апреле 2020 года. В стоимостном выражении продажи также упали в 2,2 раза (с $3,7 до $1,7 млн). Необходимо отметить, что несмотря на двукратное снижение экспорта, импорт снизился всего в 1,3 раза – с 32,5 до 25,9 млн штук (в стоимости с $15 до $10,8 млн).

Долгое время главным и единственным покупателем казахстанских цветов являлась Россия, в отношении которой мы являемся нетто-экспортером. Однако с прошлого года казахстанские экспортеры потихоньку осваивают рынок Узбекистана и Киргизии. Казахстан в основном специализируется на продаже роз, доля которых в совокупном экспорте составляет более 90%. Также имеется экспорт гвоздик и хризантем (доли 3% и 5% соответственно). Кстати, экспорт гвоздик показал наибольшее падение, снизившись в 6,7 раз по сравнению с прошлым периодом.

Если экспортируем мы всего в три страны, то импортируем мы почти из всех континентов, кроме Австралии.  В региональном разрезе лидируют страны Латинской Америки, откуда закуплено более ¾ свежих цветов. В основном это Эквадор (63%) и Колумбия (14%). Далее идет Европа (Нидерланды), с долей в 16%. Также имеются поставки из Кении, Израиля, Китая и т.д. Примечательно, что, как и в экспорте, наибольшее падение показал импорт гвоздик, снизившись в 3,4 раза. Возможно это связано с переносом/отменой празднования дня Победы в мае в постсоветских странах.

Таким образом, очевидно, что в период пандемии внешняя торговля цветами отошла на второй план. Однако, как отмечают некоторые крупные владельцы цветочного бизнеса, их розничные онлайн-продажи во время карантина выросли более чем в 2 раза. Данный факт может означать, что падение экспорта в какой-то степени связана с переориентаций продаж отечественных предпринимателей на внутренний рынок. Учитывая, что цветы являются скоропортящимся товаром, вероятно, сейчас им выгоднее реализовать товар внутри, чем нести большие риски при доставке за рубеж во время всеобщего усиления контроля и ограничений на границе.